Система TPMS (контроль давления в шинах)

Система TPMS — это система мониторинга давления в шинах, она относится к так называемым системам активной безопасности (ремни — это пассивная безопасность, подушки — активная и т.п.)

Задача системы следить за состоянием давления в шинах автомобиля и при понижении его ниже порогового значения давать сигнал предупреждения водителю.

Система TPMS на примере автомобиля Эмгранд

В люксовой комплектации на эмгранде есть такая система, в ее состав входит блок управления и колесные датчики. На панели приборов предусмотрены две сигнальные лампочки: лампа неисправности TPMS и лампа снижения давления.

Помимо давления датчики измеряют еще и температуру воздуха в шине, а так же ускорение. Передача данных в блок управления системой происходит на радиочастоте 433 Мгц.

Для передачи информации используются импульсные сигналы, то есть датчики передают данные не постоянно, а через некоторые промежутки времени и короткими импульсами. Благодаря такой схеме передачи элемент питания в датчике может прослужить несколько лет.

Системы контроля давления TPMS могут быть двух типовпрямого и косвенного контроля. TPMS прямого контроля определяет реальное давление в шинах, а система косвенного контроля на основе некоторых технических параметров вычисляет возможное давление.

Система прямого контроля может точно определить давление и температуру. схема прямого контроля в свою очередь имеет две разновидности: Системы высокого класса и системы низкого класса. Система низкого класса предупреждает водителя когда давление в шине падает ниже опасного уровня, а система высокого класса может не только предупреждать, но и сообщать в каком именно колесе упало давление.

На Джили Эмгранд установлена TPMS прямого контроля низкого класса производства компании Lier Company. Система высокого класса стоит в кроссовере Хайма 7 комплектации с автоматом.

Cистема контроля давления в шинах

Блок управления контролем активируется при включении зажигания. Блок постоянно проверяет беспроводные сигналы датчиков TPMS.

Приемник TPMS может хранить ID-коды датчиков (идентификационный код, индивидуальный для каждого  датчика).  При получении  сигнала,  приемник  TPMS проверяет,  совпадает  ли  полученный  ID-код  с  кодом, сохраненным в блоке управления. Если коды совпада-ют, приемник передает информацию на обработку по тревожному алгоритму TPMS.

Этот  алгоритм  оценивает  изменение  давления  в  шинах  и  изменение  температуры  в  течение  заданного промежутка времени и принимает решение о наличии потенциальной опасности, вызванной снижением давления в шине, после чего сообщает водителю об этом путем включения сигнальной лампы давления в шинах.

Кроме  обработки  сигналов  датчиков, блок  управления  может  также  провести  самодиагностику своих цепей и рабочего состояния. При обнаружении неисправности блок управления включает сигнальную лампу для предупреждения водителя.

Датчик TPMSДатчик TPMS

Каждая шина оборудована датчиком, установленным в ниппеле на ободе колеса. Датчик TPMS — это узел со встроенным источником питания, который регулярно измеряет давление в шине, температуру и ускорение.

Информация о давлении в шине, температуре и ускорении преобразовывается в цифровую форму микропроцессором датчика. Информация об ускорении используется для определения состояния автомобиля (движется или неподвижен).

Датчик оборудован цепью радиопередатчика для периодической отправки информации блоку управления TPMS.

Принцип работы

Описание функций TMPS

1Режим сброса

 Во время первоначального запуска или когда напряжение  ниже  порогового  значения,  блок управления  будет  находиться  в  нерабочем  состоянии  (режим  сброса).  Как  только напряжение  достигнет  допустимой  величины, блок  управления  перейдет из  режима сброса в нормальное рабочее состояние.

2. Режим  инициализации  (самодиагностика  системы)

Инициализация запускается при повороте выключателя зажигания в положение «ON». Система  инициализирует  порты  ввода-вывода, регистры, внутренние  переменные,  адреса хранения данных.

3. Режим запуска

В режиме запуска TPMS поддерживает работу систем:

а . Получение блоков данных от датчиков

Блок управления TPMS постоянно получает и обрабатывает блоки данных от датчиков.

б. Проверка получаемых от датчиков блоков данных

 При  получении  радиосигнала  с  данными, отправленного датчиком, блок управления  проверяет  правильность  полученного сообщения. Информация от датчиков поступает на обработку посредством алгоритмов раннего предупреждения.

в. Обработка  каждого  правильного  сообщения датчика

 При  обнаружении  снижения  давления  в шине загорается сигнальная лампа низкого давления.

г. Постоянный мониторинг запросов по К-шине

 Блок управления должен быть активирован перед использованием К-шины.

д.  Перемещение автомобиля (датчик скорости колеса)

 Мониторинг наличия на автомобиле колеса без датчика скорости или использования запасного колеса.

4.  Режим диагностики

При подсоединении скан-тестера для передачи данных  через  К-шину  блок  управления  TPMS переключается в режим диагностики.

5. Спящий режим

При переключении системы в режим ожидания включается режим пониженного энергопотребления.  При  переключении  в режим  ожидания система  не  получает  и  не  обрабатывает  информацию от датчиков и команды диагностики до тех пор, пока не будет определено включение зажигания и система не выйдет из данного режима.

–  Условия выхода из режима ожидания

При изменении входного сигнала зажигания с «Зажигание выключено» (OFF) на «Зажигание включено» (ON), блок управления TPMS выходит из режима ожидания.

–  Условия перехода в режим ожидания

Когда  блок  управления  TPMS  получает  входной сигнала «Зажигание выключено» (OFF) и отсутствуют требующие обработки сигналы датчиков, блок управления переключается в режим ожидания.

Похожие статьи

Похожие публикации