Что такое роторный двигатель

Двигатель в разрезе

Один из видов двигателей внутреннего сгорания, подвижный элемент (ротор) которого совершает непрерывные круговые движения.

Что такое роторный двигатель впервые придумал немецкий конструктор Ванкель, именно его модели сегодня производятся в серийном масштабе.

По конструкционной компоновке это наиболее простой и довольно эффективный мотор, имеет индивидуальные преимущества и недостатки

Первым такой двигатель установили на свой автомобиль конструкторы Mazda, правда, популярность модели была не слишком высокой.

Двигатель к МАЗДА
Двигатель к МАЗДА

С тех пор роторные двигатели устанавливаются на некоторые модели грузовиков, автобусов, пики их популярности чередуются со спадами количества продаж.

На сегодня разработано довольно много типов устройств, существенных различий между ними нет. Отличаются они не принципом действия, а внутренней формой статора.

 

 

К преимуществам можно отнести:

  • Высокую удельную мощность, по этому показателю поршневые двигатели уступают им в два раза.
  • Принцип работы роторного двигателя основывается на использовании планетарной схемы, что позволяет значительно уменьшить количество деталей.
  • Выходная мощность достигается за ¾ оборота коленчатого вала. Обыкновенный четырехтактный двигатель дает мощность только за 1/4 оборота вала. Это позволяет значительно увеличивать эффективность камер сгорания топлива.
  • Отличные показатели мощности на низких оборотах.
  • Отсутствие вибрации дает возможность повышать комфортность езды.
  • Небольшие габаритные размеры и вес экономят дорогостоящие материалы, позволяют увеличивать полезный внутренний объем кузова.
Двигатель разобранный
Двигатель разобранный

К недостаткам относится сложная форма геометрии камеры сгорания и ротора, что составляет определенные трудности для изготовителей.

Кроме того, большая площадь  контакта газов со стенками камеры увеличивает нагрев агрегата и понижает его КПД.

Принцип работы роторного двигателя и его устройство

Автолюбители узнали что такое роторный двигатель в конце 60-х годов, когда они начали устанавливаться на автомобили.

Траектория вращения ротора напоминает кривую, нарисованную спирографом, такая траектория позволяет вершинам контактировать одновременно в трех различных точках и образовывать три объема.

Принцып действия
Принцып действия

Каждый объем попеременно увеличивается и уменьшается, за счет этого выполняются циклы сжатия топлива и выпуска отработанных газов. Агрегат состоит из нескольких деталей:Ротора. Имеет три грани, каждая из которых выполняет функцию поршня.

На вершинах устанавливается специальные уплотнительные пластины из высококачественных легированных сталей, в центре установлено колесо с внутренними зубьями для передачи вращательного движения на вал.Корпус.

Внутренняя поверхность имеет форму эпитрохоиды, три вершины ротора создают в нем три изолированные камеры.

Принцип работы роторного двигателя состоит из четырех тактов: впуск топлива, сжатие горючей смеси, рабочий ход во время его сгорания и выпуск отработанных газов.Вал.

Ротор и статор
Ротор и статор

Отлиты закругленные выступы в виде кулачков, кулачки располагаются ассиметрично. Выходной вал выполняет те же функции, что и коленчатый вал обыкновенного двигателя.

Выходной вал делает три оборота за один оборот ротора.

Сложность технологии изготовления, повышенные требования к системам смазки и охлаждения делают производство агрегатов доступным только для наиболее современных производств.

Совокупность недостатков не позволяют агрегату вытеснить поршневые двигатели, хотя ранее планировалось, что к 80-м годам прошлого века они будут занимать более половины автомобильного рынка.

Похожие статьи

Похожие публикации